ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТИХВИНСКАЯ»


 По преданию, этот чудотворный образ является одной из трех икон, которые как бы ровесники Са­мой Божией Матери. Предание говорит, что она принадлежит кисти святого апостола Луки, который послал ее в дар правителю Антиохию. По смерти правителя икону перенесли в Иерусалим, а оттуда в V веке императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, взяла ее с собой в Константинополь. Икона та, почитавшаяся покровительницей Византийской империи, в 1383 году исчезает в Константинополе и появляется над Ладожским озером в пределах Ве­ликого Новгорода.

Надо сказать, что XIVXV века — это перелом­ная эпоха русского сознания. Не отвергая начал греческого богословия и отнюдь не превозносясь, формируется богословие русское.

В это время происходят два огромных события, пошатнувшие доверие русских к грекам: Флорен­тийская уния с католиками 1439 года, когда были подписаны положения о признании первенства Римского епископа, и взятие в 1453 году Константи­нополя турками. Рождается идея Москвы как треть­его Рима, слагаются сказания о бегстве святынь из опозоренных центров древнего греческого благочес­тия. К этому периоду и относится появление у нас великой византийской святыни, получившей наи­менование по месту, Ею избранному для явления в России, — Тихвинской иконы Божией Матери.

К этому же времени относится интереснейшее и весьма характерное для того времени сказание о чудесном приплытии на камне из Рима в Великий Новгород святого Антония Римлянина, привезшего с собой различные мощи угодников Божиих древ­нехристианской Церкви.

«В собрании икон И. С. Остроухова, — читаем мы у князя Трубецкого, — есть изображение этого чудесного плавания... Над плывущим по Волхову святым беженцем из Рима жаром горят золотые главы Новгородских православных храмов: в них цель его странствования и единственно достойное место пребывания ему вверенной святыни». Царица Небесная не раз покровительствовала го-йодам русским во время нашествия иноплеменников, помогала их защитникам отстоять отеческие рубежи.

 Смутными и тяжелыми были первые годы цар­ствования молодого царя из династии Романовых (Михаила Федоровича. Медленно улегались волнения и нестроения в пределах государства Российского, поднятые событиями Смутного времени. Этим и решили воспользоваться давнишние недру-земли Русской шведы. Разбойно вторгшись в се­рные пределы России они захватили Новгород и осадили Тихвинский монастырь, расположенный неподалеку от города. Мужественно сражались за­щитники монастыря-крепости. Ни обученность войска неприятеля, ни его превосходство в числен­ности не сокрушили защитников.

Удачными вылазками оборонявшиеся измотали врага и вынудили то с позором бежать.

 Образ этот до революции находился в Новгородском Софийском соборе.

После революции икона долгое время находилась в потаенном месте, где была спрятана от безбожников. Во время немецкой оккупации она прибыла в Ригу. В настоящее время святой образ находится в США.

Праздник иконы: 19 августа ст. ст.(1 сентября н. ст.)