ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ»

 Обоснованием иконографического типа или композиции икон «Знамения» являются слова про­рока Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска не­редко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источ­ник воды на том самом месте, где лежала икона.

Это было первое чудо от святого образа.

В 1383 году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а ча­совню решили сжечь. Но часовня несмотря на все усилия не загоралась, хотя они даже обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на иерея Божия, подозревая его в волшебстве, которым они объяснили свою неудачу. Благочестивый иерей об­личил их неразумие и указал им на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные та­тары схватили святую икону, рассекли ее на две час­ти и бросили их в разные стороны, а часовню сожг-пи. Иерей Боголюб был отведен в плен.

 В плену неверных благочестивый старец сохра­нил свою христианскую веру: несмотря на увеща­ния татар принять их религию, он остался непре­клонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однаж­ды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пе­нием церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Приезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Бо­голюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с ико­ной. Здесь он скоро нашел расколотые татарами ча­сти чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не оста­лось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и окружена изо­бражениями Господа Саваофа и ветхозаветных про­роков по ее краям. Но до того времени икона претерпела и надругательства татар, не раз теря­лась, являлась вновь и творила чудеса.

В 1615 году по особому прошению курских жи­телей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозво­ления царя Михаила Феодоровича икона была пе­ренесена в собор Знаменского монастыря, где она пребывала все время до революции.

 С этой иконой связаны некоторые ужасные со­бытия предреволюционных лет России, как, на­пример, взрыв в курском соборе с целью уничтоже­ния чудотворной иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Это страшное со­бытие имело свой отголосок во Франкфурте (Гер­мания), куда уже теперь, в наши годы, привозилась святая икона. Священника, сопровождавшего икону, как узнаем мы из упомянутой книги епис­копа Серафима, отозвал в сторону некий старик и сказал: «Я был сообщником Уфимцева в покуше­нии на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой и в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: ес­ли Бог есть, то Он не допустит гибели столь вели­кой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бо­ги, и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке». Старик поклонился чудотвор­ной иконе и вышел из храма.

1 марта 1920 года икону вывезли из России через Константинополь в Салоники, но 14 сентября того же 1920 года она опять по просьбе главнокомандую­щего генерала Врангеля возвратилась в Россию для ободрения горсти воинов-патриотов. 29 октября то­го же года она с остатками Белой армии и граждан­ским населением покинула Русскую землю.

Я не останавливаюсь на пребывании чудотвор­ного образа в Югославии, Германии и наконец в Соединенных Штатах, так как этот период наибо­лее известен, — за исключением одного эпизода.

Когда иконописцу иеромонаху Киприану было поручено сделать «список» — копию с чудотворной иконы, то он наткнулся на непреодолимое препят­ствие. Икона оказалась почти сплошь черной от ве­ковой копоти. Митрополит же Анастасий запретил промыть икону. Но вот, промучившись несколько дней, живописец не выдержал, и в верхнем левом углу иконы на отмытом им кусочке выступило ясное изображение и позолота... «Наконец самое страшное и ответственное — лик Царицы Небесной и Богомладенца. Видно, есть на это соизволение Пречистой Девы: легко открывается Ее чудный лик вместе с ликом Ее Божественного Сына, а равно и золото их одежд. Кончена работа. Сияет обновлен­ный образ дивным светом мягких древних красок... Но как доложить владыке митрополиту? Ведь со­вершено явное непослушание». Когда прибыл мит­рополит, он долго молча стоял, созерцая дивный образ. Потом повернулся и тихо сказал: «Иногда и непослушание бывает полезно».

Следует напомнить, что именно через эту икону преподобный Серафим, будучи еще ребенком, по­лучил свое первое исцеление от Пресвятой Богоро­дицы.

Праздник иконы: 27 ноября ст. ст. (10 декабря н. ст.).