ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ФЕОДОРОВСКАЯ»

Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата — воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Преда­ние говорит, что святой Феодор Стратилат неодно­кратно приносил эту святую икону людям после та­тарских разорений. Потому-то ее первоначальное название — Феодоровская.

 После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская.

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними про­мчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позоло­ченный щит. Русские узнали в нем святого велико­мученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания царя, в Ипатьевский монастырь (окою Костромы), где укрывался Михаил Феодорович, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли с собой из Москвы Влади­мирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью юного Михаила, ста­рицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшей­ся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не про­гневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: «Да будет во­ля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына мое­го. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» Так перед этой иконой был избран пер­вый царь из дома Романовых.

  В Царском Селе в 1909—1912 гг. был построен «Феодоровский Государев собор» в память явления Феодоровской иконы Божией Матери, с приделом во имя свт. Алексия митрополита Московского и с нижним пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского. По воле императора Нико­лая Второго работы по сооружению этого храма бы­ли произведены с особым уважением к древнерус­скому искусству. Построен был этот храм по образцу московского Благовещенского собора в древнем его виде, и все убранство храма было вы­держано в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь были новые, но сделанные по древ­ним образцам; пещерный же храм св. Серафима Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело большое общественно-воспитательное значение и свидетельствовало об особом покровительстве, которое император Нико­лай II оказывал древнерусской архитектуре и ико­нописи.

Образ, находящийся сейчас в церкви Воскресе­ния Христова на Дебре Костроме, есть первона­чальный образ этой святой чудотворной иконы.

В смысле иконописном это икона древнего ви­зантийского происхождения, типа «Умиление». Ее изображение близко к иконографии Владимирской иконы Божией Матери.

Главным ее отличием является обнаженная ле­вая ножка Младенца Иисуса Христа, Которого Бо­гоматерь держит на Своей правой руке.

Праздники иконы: 14/27 марта, 15/28 и 16/29 августа.