Преподобный и освобождение Руси от монголо-татарского ига

Пред выступлением в поход против татар князь Дмитрий приехал со своими военачальниками в обитель Сергиеву. По окончании трапезы Преподобный окропил освященной водой великого князя и бывших с ним. Сначала старец советовал князю почтить дарами Мамая: «Писание учит нас, что если враги хотят от нас чести или славы,— дадим им; если хотят злата и серебра,— дадим и это... и Бог... вознесет тя, видя твое смирение, и низложит их непре­клонную гордыню». «Все это я уже делал,— отвечал ему великий князь,— но враг мой возносится еще более». «Если так,— сказал угодник Божий,— то его ожидает конеч­ная погибель, а тебя победа и помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богоро­дицу, что они не оставят тебя». Затем старец тихо сказал князю: «Победиши враги твоя...» Тронутый до глу­бины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлют мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы».

По обету князя Дмитрия на Куликовом поле впослед­ствии была сооружена обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Быстро пронеслась молва, что великий князь ходил к Троице и получил благословение и одобрение на брань с Мамаем от великого старца. Светлый луч надежды блеснул в сердцах русских людей. Те же, которые хотели стать про­тив князя московского, поколебались. Среди них был и рязан­ский князь Олег. Он уже готовился соединиться с Мамаем, как вдруг получил известие от своих бояр: «В отчине московского князя есть один инок-подвижник, зовут его Сергием. Он имеет от Бога дар пророчества. Говорят,

что этот инок благословил московского князя идти против Мамая». И Олег отложил всякую мысль помогать татарам. Так высоко ставили благословение Преподобного даже враги московского князя.

Скоро под начальством великого князя Дмитрия Иванови­ча и его брата-сподвижника князя Серпуховского Вла­димира Андреевича русские войска подошли к Дону близ Куликова поля. Это было в первых числах сентября 1380 года. «В это самое время,— пишет архимандрит Никон,— является пред великим князем инок Нектарий, посланный с другими братьями от Преподобного, неся мир и благослове­ние ему и всему Христолюбивому воинству его. Святой старец провидел духом нужду еще раз укрепить мужество великого князя пред самою битвою и прислал ему в благо­словение Богородичную просфору и своеручную грамотку. Грамотка эта увещевала великого князя сражаться мужест­венно за дело Божие и пребывать в несомненном упова­нии, что Бог увенчает их дело счастливым успехом. Посла­ние кончалось словами: «Чтобы ты, Господине, так и пошел, а поможет ти Бог и Троица». Великий князь прочитал грамотку, вкусил святой просфоры и, воздев руки, громко произнес молитву из чина Панагии: «Велико имя Пресвятыя Троицы! Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас! Тоя молитвами, Христе Боже, и за молитвы святых чудотвор­цев Петра и Алексия, и преподобного игумена Сергия, помогай нам на сопротивныя силы и спаси нас!»

Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых. В лице их сам великий печальник Русской земли как бы посетил и благословил русское воинство. Это обод­рило воинов наших, дало им новые силы и решимость добиться победы или лечь костьми за веру Христианскую, за свою Родину.

Русские воины перед боем приносили покаянные молит­вы, усердно призывали на помощь Пресвятую Богородицу, милосердную Заступницу всех православных.

 Татарская орда превосходила русскую рать по числен­ности примерно в

четыре раза. Однако в результате этого сражения татарская орда была разгромлена. Мамай с горст­кой приближенных едва спасся поспешным бегством. По данным летописей, от русской рати осталось в строю только около 40 тысяч человек. Куликовская победа была исторической вехой, знаменовавшей конец татарского вла­дычества 

Заботы Преподобного об укреплении Руси после великой битвы

Немало забот князю московскому причиняли происки его соседа, Олега Рязанского.

Гордый и своевольный князь Олег всю жизнь лелеял меч­ту стать великим князем. Рязань стояла на пути от татарских кочевий к густо населенным русским городам. По дороге к ним татары, как правило, грабили Рязань. Сам Олег носил на теле своем немало следов от татарского оружия. Распо­ложение княжества и большой опыт в его управлении дава­ли властолюбивому Олегу некоторые основания претендовать на первое место среди русских князей...

Дмитрий Донской не раз посылал к Олегу доверенных лиц с мирными предложениями, но тот не хотел и слышать о мире. Тогда великий князь обратился за помощью к Преподобному. Поздней осенью 1385 года смиренный старец отправился — по своему обыкновению пешком — в Рязань...

Русский историк Сергей Михайлович Соловьев (отец из­вестного теолога) писал, что сей дивный старец кроткими, тихими речами о мире сумел найти путь к сердцу сурового князя. Можно полагать, что пожилому князю было осторож­но указано на недалекое будущее в потустороннем мире.

Спаситель учил судить о людях по плодам. Плодами та­ких бесед дивного старца с гордым Олегом было то, что князь чистосердечно открыл сердце свое Преподобному и взял с великим князем Дмитрием вечный мир и любовь в род и род». Мир был скреплен семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию Дмитриевну.

Так святое предстательство Матери Божией пред Сыном помогало укреплять Русь, делать ее мощным централизован­ным государством, способным противостоять козням врагов.

Вскоре, 19 мая 1389 года, скончался в цвете лет благо­верный князь Дмитрий Донской.

На дальнейшую судьбу России существенное влияние оказало его духовное завещание, в котором нельзя не ощу­тить духа Сергиева... Он навсегда заповедал детям и потом­ству своему, чтобы после отца наследовал великокняже­ский престол старший сын его, помимо других лиц, старших в роде, и, таким образом, установил новый порядок престо­лонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев великого князя.

Такое законоположение предохраняло Русь от дробления на уделы.

 Пресвятая Богородица посещает Преподобного Сергия

По мере приближения к закату своей земной жизни Пре­подобный все чаще и усерднее молился о небесной милости к созданной им обители. Кто может описать пыл души нашего Аввы, повергающегося на землю в молитве к Многомило­стивой Госпоже!.. Сама Царица Неба и земли благословила его Своим посещением... Вот что пишет об этом преподобный Епифаний — современник, биограф и сподвижник аввы Сер­гия:

«Однажды, в глубокую ночь, Преподобный Сергий совер­шал свое келейное правило и пред иконою Богоматери пел Акафист, что он делал, по своему обычаю, ежедневно. Часто взирал он на святую икону и усердно молил Матерь Божию о своей обители. «Пречистая Мати Господа моего,— взывал святой старец,— Ходатаица и Заступница роду чело­веческому! Буди и нам, недостойным, ходатаицей, при­сно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он мило­стиво на святое место сие посвященное в похвалу и честь Его святого имени навеки. Тебя, Матерь Сладчайшего моего Иисуса Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты имеешь великое дерзновение у Сына Твоего и Бога! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище!»

Так молился Преподобный, и его чистое сердце горело благодатным пламенем; его смиренный ум весь был погружен в молитву, и он, как дитя, в простоте души беседовал с Пречистою Материю всех возлюбивших чистым сердцем Ее Божественного Сына.

Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг душа его ощутила приближение небесного явления, и он сказал сво­ему келейному ученику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се Пречистая грядет!..» Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет, паче солнечного, и Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую Апостолами Петром первоверховным и Иоанном Богословом, девственником.

Не будучи в силах вынести этого чудного сияния и не­изреченной славы Матери Света, Преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободри­ла его словами благодати: «Не бойся, избранниче Мои,— ' изрекла Она,— Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители

твоей; отныне она будет иметь изобилие во всем и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его...» Сказала так и стала невидима.

Вострепетал старец от страха и радости; несколько ми­нут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу и как бы умершим; великий наставник мог видеть Царицу Небесную, а ученик, пораженный ужасом, не в состо­янии был видеть все и видел токмо свет небесный...

«Встань, чадо мое»,— кротко сказал старец. Михей при­шел в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам Пре­подобного Сергия. «Скажи, отче, Господа ради,— говорил он,— что это за чудное видение? Душа моя едва не раз­делилась от тела...» Но Сергий и сам не мог говорить от волнения, только лицо его цвело небесной радостию. «Подо­жди, чадо,— сказал он ученику,— и моя душа трепещет от это­го видения».

Когда наконец старец несколько успокоился, то послал Михея пригласить двоих благоговейнейших мужей из бра­тии — Исаакия-молчальника и Симона-экклесиарха. Те поспешили на зов своего старца-игумена, и он рассказал им все, что сейчас было у него в келлии. И все вместе совер­шили они молебное пение Богоматери, а Преподобный Сер­гий всю ночь провел без сна, внимая умом Божествен­ному видению, которое было венцом его подвигов еще здесь, на земле... Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Матерь Божию, как видел Ее некогда Афанасий Афон­ский».

По древнему преданию, записанному в Никоновой ле­тописи, это небесное посещение было в пост Рождества Хри­стова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 го­ду; по другому предположению, это событие относят к Рож­дественскому посту 1379 года, так как в наступивших летом 1380 года трудных обстоятельствах (нашествие Мамая) сам Преподобный Сергий имел духовную нужду в особом под­креплении, и обращают внимание на то, что Препо­добный послал на поле Куликово именно Богородичную просфору.

 Благодарственные богослужения в память о чудесном  посещении

В память чудесного посещения в обители Преподобного Сергия установлено каждую пятницу совершать особую служ­бу. Во времена архимандрита Никона (конец XIX — начало XX в.) еженедельно с пятницы на субботу совершали все­нощное бдение с Акафистом Богоматери в юго-западном при­творе Троицкого собора, на том месте, где, по преданию, сто­яла келия Преподобного Сергия и где была помещена икона, изображающая это чудное пришествие Небесной Гостьи. Каждую же субботу, после ранней литургии, в церкви пре­подобного Никона, в том же притворе, совершалось молебное пение во славу Богоматери — причем пели нарочито со­ставленный, по образу пасхального, канон в воспоминание посещения (попеременно с двумя другими канонами).

В наши дни еженедельно, по пятницам, в Троицком собо­ре совершается канон с чтением нараспев Акафиста Божией Матери. В период от недели Фоминой до Пятидесятницы по пятницам в том же Троицком соборе читается нараспев 'особо составленный канон по пасхальному чину с Акафистом Богоматери.

Плоды подвигов Преподобного

Труды Преподобного Сергия увенчались созданием множества монастырей, несущих в глухие непроходимые леса и болота свет Евангельского учения. Это повлекли за собой смягчение нравов, развитие письменности, появление рукописей, а затем и книг.