Преподобный и освобождение Руси от монголо-татарского ига
Пред выступлением в поход против татар князь Дмитрий приехал со своими военачальниками в обитель Сергиеву. По окончании трапезы Преподобный окропил освященной водой великого князя и бывших с ним. Сначала старец советовал князю почтить дарами Мамая: «Писание учит нас, что если враги хотят от нас чести или славы,— дадим им; если хотят злата и серебра,— дадим и это... и Бог... вознесет тя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню». «Все это я уже делал,— отвечал ему великий князь,— но враг мой возносится еще более». «Если так,— сказал угодник Божий,— то его ожидает конечная погибель, а тебя победа и помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят тебя». Затем старец тихо сказал князю: «Победиши враги твоя...» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлют мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы».
По обету князя Дмитрия на Куликовом поле впоследствии была сооружена обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Быстро пронеслась молва, что великий князь ходил к Троице и получил благословение и одобрение на брань с Мамаем от великого старца. Светлый луч надежды блеснул в сердцах русских людей. Те же, которые хотели стать против князя московского, поколебались. Среди них был и рязанский князь Олег. Он уже готовился соединиться с Мамаем, как вдруг получил известие от своих бояр: «В отчине московского князя есть один инок-подвижник, зовут его Сергием. Он имеет от Бога дар пророчества. Говорят,
что этот инок благословил московского князя идти против Мамая». И Олег отложил всякую мысль помогать татарам. Так высоко ставили благословение Преподобного даже враги московского князя.
Скоро под начальством великого князя Дмитрия Ивановича и его брата-сподвижника князя Серпуховского Владимира Андреевича русские войска подошли к Дону близ Куликова поля. Это было в первых числах сентября 1380 года. «В это самое время,— пишет архимандрит Никон,— является пред великим князем инок Нектарий, посланный с другими братьями от Преподобного, неся мир и благословение ему и всему Христолюбивому воинству его. Святой старец провидел духом нужду еще раз укрепить мужество великого князя пред самою битвою и прислал ему в благословение Богородичную просфору и своеручную грамотку. Грамотка эта увещевала великого князя сражаться мужественно за дело Божие и пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их дело счастливым успехом. Послание кончалось словами: «Чтобы ты, Господине, так и пошел, а поможет ти Бог и Троица». Великий князь прочитал грамотку, вкусил святой просфоры и, воздев руки, громко произнес молитву из чина Панагии: «Велико имя Пресвятыя Троицы! Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас! Тоя молитвами, Христе Боже, и за молитвы святых чудотворцев Петра и Алексия, и преподобного игумена Сергия, помогай нам на сопротивныя силы и спаси нас!»
Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых. В лице их сам великий печальник Русской земли как бы посетил и благословил русское воинство. Это ободрило воинов наших, дало им новые силы и решимость добиться победы или лечь костьми за веру Христианскую, за свою Родину.
Русские воины перед боем приносили покаянные молитвы, усердно призывали на помощь Пресвятую Богородицу, милосердную Заступницу всех православных.
Татарская орда превосходила русскую рать по численности примерно в
четыре раза. Однако в результате этого сражения татарская орда была разгромлена. Мамай с горсткой приближенных едва спасся поспешным бегством. По данным летописей, от русской рати осталось в строю только около 40 тысяч человек. Куликовская победа была исторической вехой, знаменовавшей конец татарского владычества
Заботы Преподобного об укреплении Руси после великой битвы
Немало забот князю московскому причиняли происки его соседа, Олега Рязанского.
Гордый и своевольный князь Олег всю жизнь лелеял мечту стать великим князем. Рязань стояла на пути от татарских кочевий к густо населенным русским городам. По дороге к ним татары, как правило, грабили Рязань. Сам Олег носил на теле своем немало следов от татарского оружия. Расположение княжества и большой опыт в его управлении давали властолюбивому Олегу некоторые основания претендовать на первое место среди русских князей...
Дмитрий Донской не раз посылал к Олегу доверенных лиц с мирными предложениями, но тот не хотел и слышать о мире. Тогда великий князь обратился за помощью к Преподобному. Поздней осенью 1385 года смиренный старец отправился — по своему обыкновению пешком — в Рязань...
Русский историк Сергей Михайлович Соловьев (отец известного теолога) писал, что сей дивный старец кроткими, тихими речами о мире сумел найти путь к сердцу сурового князя. Можно полагать, что пожилому князю было осторожно указано на недалекое будущее в потустороннем мире.
Спаситель учил судить о людях по плодам. Плодами таких бесед дивного старца с гордым Олегом было то, что князь чистосердечно открыл сердце свое Преподобному и взял с великим князем Дмитрием вечный мир и любовь в род и род». Мир был скреплен семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию Дмитриевну.
Так святое предстательство Матери Божией пред Сыном помогало укреплять Русь, делать ее мощным централизованным государством, способным противостоять козням врагов.
Вскоре, 19 мая 1389 года, скончался в цвете лет благоверный князь Дмитрий Донской.
На дальнейшую судьбу России существенное влияние оказало его духовное завещание, в котором нельзя не ощутить духа Сергиева... Он навсегда заповедал детям и потомству своему, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, помимо других лиц, старших в роде, и, таким образом, установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев великого князя.
Такое законоположение предохраняло Русь от дробления на уделы.
Пресвятая Богородица посещает Преподобного Сергия
По мере приближения к закату своей земной жизни Преподобный все чаще и усерднее молился о небесной милости к созданной им обители. Кто может описать пыл души нашего Аввы, повергающегося на землю в молитве к Многомилостивой Госпоже!.. Сама Царица Неба и земли благословила его Своим посещением... Вот что пишет об этом преподобный Епифаний — современник, биограф и сподвижник аввы Сергия:
«Однажды, в глубокую ночь, Преподобный Сергий совершал свое келейное правило и пред иконою Богоматери пел Акафист, что он делал, по своему обычаю, ежедневно. Часто взирал он на святую икону и усердно молил Матерь Божию о своей обители. «Пречистая Мати Господа моего,— взывал святой старец,— Ходатаица и Заступница роду человеческому! Буди и нам, недостойным, ходатаицей, присно моли Сына Твоего и Бога нашего, да призрит Он милостиво на святое место сие посвященное в похвалу и честь Его святого имени навеки. Тебя, Матерь Сладчайшего моего Иисуса Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты имеешь великое дерзновение у Сына Твоего и Бога! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище!»
Так молился Преподобный, и его чистое сердце горело благодатным пламенем; его смиренный ум весь был погружен в молитву, и он, как дитя, в простоте души беседовал с Пречистою Материю всех возлюбивших чистым сердцем Ее Божественного Сына.
Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг душа его ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се Пречистая грядет!..» Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет, паче солнечного, и Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую Апостолами Петром первоверховным и Иоанном Богословом, девственником.
Не будучи в силах вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, Преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободрила его словами благодати: «Не бойся, избранниче Мои,— ' изрекла Она,— Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители
твоей; отныне она будет иметь изобилие во всем и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его...» Сказала так и стала невидима.
Вострепетал старец от страха и радости; несколько минут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу и как бы умершим; великий наставник мог видеть Царицу Небесную, а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все и видел токмо свет небесный...
«Встань, чадо мое»,— кротко сказал старец. Михей пришел в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам Преподобного Сергия. «Скажи, отче, Господа ради,— говорил он,— что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела...» Но Сергий и сам не мог говорить от волнения, только лицо его цвело небесной радостию. «Подожди, чадо,— сказал он ученику,— и моя душа трепещет от этого видения».
Когда наконец старец несколько успокоился, то послал Михея пригласить двоих благоговейнейших мужей из братии — Исаакия-молчальника и Симона-экклесиарха. Те поспешили на зов своего старца-игумена, и он рассказал им все, что сейчас было у него в келлии. И все вместе совершили они молебное пение Богоматери, а Преподобный Сергий всю ночь провел без сна, внимая умом Божественному видению, которое было венцом его подвигов еще здесь, на земле... Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Матерь Божию, как видел Ее некогда Афанасий Афонский».
По древнему преданию, записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 году; по другому предположению, это событие относят к Рождественскому посту 1379 года, так как в наступивших летом 1380 года трудных обстоятельствах (нашествие Мамая) сам Преподобный Сергий имел духовную нужду в особом подкреплении, и обращают внимание на то, что Преподобный послал на поле Куликово именно Богородичную просфору.
Благодарственные богослужения в память о чудесном посещении
В память чудесного посещения в обители Преподобного Сергия установлено каждую пятницу совершать особую службу. Во времена архимандрита Никона (конец XIX — начало XX в.) еженедельно с пятницы на субботу совершали всенощное бдение с Акафистом Богоматери в юго-западном притворе Троицкого собора, на том месте, где, по преданию, стояла келия Преподобного Сергия и где была помещена икона, изображающая это чудное пришествие Небесной Гостьи. Каждую же субботу, после ранней литургии, в церкви преподобного Никона, в том же притворе, совершалось молебное пение во славу Богоматери — причем пели нарочито составленный, по образу пасхального, канон в воспоминание посещения (попеременно с двумя другими канонами).
В наши дни еженедельно, по пятницам, в Троицком соборе совершается канон с чтением нараспев Акафиста Божией Матери. В период от недели Фоминой до Пятидесятницы по пятницам в том же Троицком соборе читается нараспев 'особо составленный канон по пасхальному чину с Акафистом Богоматери.
Плоды подвигов Преподобного
Труды Преподобного Сергия увенчались созданием множества монастырей, несущих в глухие непроходимые леса и болота свет Евангельского учения. Это повлекли за собой смягчение нравов, развитие письменности, появление рукописей, а затем и книг.