Издревле говорили наши предки о земле своей: «Велика наша земля и обильна, но единства в ней нет». Оглядываясь назад, мы с естественным интересом обращаемся к вехам на пути христианизации огромного государства, составленного из столь многих и столь различных родов и общин.
Святая помощь нашей небесной Покровительницы постепенно влекла наше могучее племя по спасительному пути к вере Христовой.
Протоиерей Лев Лебедев дал глубокий анализ особенностей движения Руси по этому пути. Приведем некоторые фрагменты его монографии.
Проповедь Евангелия, предшествующая Крещению на Руси, началась очень рано, в первом веке.
Первым из Апостолов Христос призвал старшего из них — Апостола Андрея. «Андрей» означает по-гречески «Мужественный». В холодные северные земли по водным путям пошел он со своими учениками. Апостол не устрашился варваров-скифов, про дикость и свирепость которых ходило в эллинских селениях немало легенд...
Вот ладьи путников в излучине Днепра. Вдохновляемый Духом Святым, великий старец установил здесь Крест и провозгласил: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и, воздвигнет Бог много церквей».
Святой Андрей основал первую христианскую общину и построил храм в Херсоне. Несомненно, его проповедь возносилась и в более северных районах нашего отечества, которые лежали близ «Великого водного пути из Варяг в Греки», по нему и шел Первозванный Апостол, следуя от Греков к Варягам.
Во время третьего миссионерского путешествия Апостол Павел проходил Македонию (Деян. 20, 1—2) и соседний с нею Иллирик, преподавая верующим обильные наставления (Рим. 15, 19). 'Позднее эти области были заселены славянами. Но предполагают, что и во времена «Апостола языков» славяне там уже были. Из жития святого Андроника, Апостола от 70-ти, следует, что он был рукоположен Апостолом Павлом во епископа Паннонии, лежащей к северу от Македонии и Иллирика. Там тоже было немало славян, а с VI века вся Паннония стала славянской. Об этом говорится в нашей летописи: «учитель славянскому народу — Апостол Андроник».
Постепенному внедрению христианства на землю Русскую способствовала и другая причина — борьба христианского мира с ересью иконоборцев. Победа над этой ересью вызвала подъем Православной Церкви, что благотворно подействовало на историю принятия христианства Русской землей. Устремление славянского мира на Балканы и в Грецию создавало предпосылки общения с христианским греческим миром.
В литературных источниках есть сведения о набеге войска под начальством князей Аскольда и Дира на Царьград в 860 году. Город не имел военной силы для обороны и возложил упование на Божию помощь и заступничество Богоматери. Патриарх Фотий позже описал это событие. После усердного моления он взял Омофор Богоматери из Влахернской церкви, обнес его вдоль городских стен, а затем омочил край Омофора в водах бухты Золотой рог. После этого руссы внезапно сняли осаду и, по выражению патриарха Фотия, «так же неожиданно удалились, как и пришли». По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбившей военные ладьи.
В память о чудесном избавлении столицы патриарх Фотий написал знаменитый «Акафист Богородице» («Радуйся, Неве-сто Неневестная»), который читается по Уставу Великим Постом в «субботу Акафиста». Тогда же было установлено церковное празднование Положения ризы Богоматери во Влахерне, совершаемое по сей день 2 июля.
Вскоре после набега между Русью и Византией начались переговоры. От руссов, как сообщает греческий Хронограф, пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено.
Значит, странная сила, заставившая руссов неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского, и возбудила желание приобщиться к Нему.
Патриарх Фотий в своем «Окружном послании» восточным церквам свидетельствует: «Не только этот народ [болгары]... но даже... руссы, [которые] подняли руки против Ромейской державы [Византии], променяли... нечестивое учение... на чистую и неподдельную христианскую веру. До такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью». В писаниях Константина Багрянородного сказано, что князь руссов (по-видимому, Аскольд) собрал народ и старейшин (вероятно, в Киеве) и предложил им принять христианство. Люди потребовали чуда. Тогда был разведен костер, и Евангелие, помещенное в огонь, не сгорело. После этого и князь, и многие из народа
крестились. Так совершилось первое (еще не всеобщее) Кре щение Руси. Первый русский князь-христианин получил имя «Николай» в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чу дотворца. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что на могиле Аскольда был впоследствии воздвигнут храм в честь святителя Николая.
Но язычество упорно сопротивлялось. Оно нашло себе союзников в лице ратных людей, которым христианство мешало «чинить норовы поганские».
Вспоминая о днях княжения Аскольда, народ с благодарностью говорил: «Люди ратные не смели брать все даром на торгу». Недовольством военных воспользовались проязы-чески настроенные люди из окружения князя. В результате заговора Аскольд был убит, но плоды трудов его не погибли Они подготовили в народе почву для всеобщего Крещения Руси, которое произошло при князе Владимире в 988 году.
Крещение Руси
В 1988 году отмечалось тысячелетие эпохального события в русской и мировой истории. В предисловии к Белой книге о крещении Руси читаем: «1000-летие принятия Русью христианства — событие, значение которого в исторической судьбе русского народа переоценить невозможно. Время не имеет над ним власти, и можно с уверенностью сказать, что и сегодня наша жизнь с ее противоречиями, поисками духовных ценностей, стремлением обрести смысл, не уничтожаемый смертью, самым тесным образом связана с тем днем 988 года, когда Киевская Русь стала Русью христианской.
С каких бы позиций мы ни подходили к факту Крещения Руси, нельзя не признать его определяющего влияния на русскую культуру и русскую государственность; нельзя не вспомнить, что религиозное начало помогло собрать национальные силы, сбросившие татаро-монгольское иго, сохранившие Россию в годы смуты и военного лихолетья» (Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим).
Как связано это знаменательное событие с деяниями нашей Великой Заступницы? Автор Белой книги, протоиерей Лев Лебедев, сообщает, что Креститель Руси воздвигнул в Киеве каменную церковь, впоследствии названную «Десятинной». Эта церковь была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. День ее освящения — 11 или 12 мая — был внесен князем в месяцеслов для ежегодного празднования. Этим подчеркивалась значимрсть для Руси этого события, подобно тому, как издревле праздновалось 11 мая «Обновление Царьграда», то есть посвящение Богоматери этого города Константином I Великим.
Столица Руси тоже посвящалась Деве Марии. «Посвящение было принято Царицей Небесной и сохранилось в Руси — России навсегда. В XII веке пришла в Киевскую землю великая чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», написанная святым евангелистом Лукой на доске от стола, которым пользовалось Святое Семейство... По мере перемещения столиц икона перемещалась во Владимир, а затем в Москву...
Сын Крестителя Руси, Ярослав Мудрый, в XI—XII веках, воздвиг в Киеве величественный собор, подобный Константинопольскому. Это собор Святой Софии, Премудрости Божией. Он тоже был, по существу, посвящен Богоматери, ибо образом Софии на главной символической иконе этого храма являлась Дева Мария».
Эта дивная мозаичная икона — огромный запрестольный образ — изображает молящуюся Богоматерь с воздетыми к небу руками («Мария Оранта»).
Буйные вихри истории — разграбление и сожжение Киева ратью Батыя, многие превратности судьбы в другие времена — не коснулись этой великой святыни. Она смотрит на нас из-за престола храма в своей первозданной красоте, время не властно над нею...
Принимая с христианством Православие, наш народ, по слову протоиерея Льва, «получил самое важное и замечательное — полноту выявления своей исторической личности во Христе... Каковы же черты этой личности?.. Приснодева Мария как Матерь Пречистого Тела Господа Иисуса Христа является и Матерью Церкви, как Тела Христова». А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства личности Богоматери, образа Ее служения Сыну Своему — Христу. Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято.
В духовном облике русского народа появился ярко выраженный «Богородичный характер», отмечаемый исследователями русской святости. В начале XI века русский подвижник на Православном Афоне — преподобный Антоний — получил благословение вернуться на родину для устроения правильной монашеской жизни, что он и исполнил. Гора Афонская, по преданию, Удел Богоматери — покровительницы монашества. Так духовный росток Святого Афона был высажен на Русскую землю и нашел здесь на редкость благоприятную почву.
Знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный преподобным Антонием, стал источником русского монашества последующих времен. Монашество — сердце Православной Церкви, от которого получает благодатные импульсы вся церковная жизнь.
Вот откуда постоянно источались «Богородичный Дух и характер». Вот почему с самого начала на Руси развилось столь широкое почитание Матери Божией, что вся Русская земля соделалась особым Уделом Богоматери, стала называться «Домом Пресвятой Богородицы».