ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ»

 www.pravikona.by.ru Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия vказала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского ар­хиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь.

 В 1612 году, когда русское ополчение, вдохнов­ленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Ми­хайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибы­ла под Москву с ополчением из Нижнего Новгоро­да. Нижегородское ополчение встретилось с непре­одолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и от­бить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовав­шие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.

В то время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радо­нежского. «Арсений, — сказал преподобный Сер­гий болящему, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отече­стве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радо­стная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.

Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божиею! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

В 1633 году князь Пожарский построил в Моск­ве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.

В России было три особо чтимых образа Казан­ской Божией Матери:

1) в Казани, в Богородичном монастыре;

2) икона, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург из Москвы;

3) в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским.

В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.

Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Ело­ховском Богоявленском соборе города Москвы.

Иконографически эта икона соответствует сво­ему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона — как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы — прямое фасное положение Богомладенца.

Праздники иконы: 8/21 июля; 22 октября ст. ст. (4 ноября н. ст.).