ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ»
Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего
дома. Матерь Божия vказала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея
Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с
места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был
сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание
о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь.
В 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.
В то время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений, — сказал преподобный Сергий болящему, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.
Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божиею! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.
В России было три особо чтимых образа Казанской Божией Матери:
1) в Казани, в Богородичном монастыре;
2) икона, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург из Москвы;
3) в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским.
В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.
Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.
Иконографически эта икона соответствует своему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона — как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы — прямое фасное положение Богомладенца.
Праздники иконы: 8/21 июля; 22 октября ст. ст. (4 ноября н. ст.).