«Смутное время» и изгнание польских интервентов из России
В конце правления царя Василия Шуйского два крупнейших польских магната — Сапега и Лисовский — осадили твердыню Православия — Свято-Троице-Сергиеву обитель. Вот что пишет об этом известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев.
Войска интервентов приступили к обители 23 сентября 1608 г. Численность их была не менее 30 000 человек. Количество осажденных — намного меньше.
Монахи ревностно помогали ратным людям. Когда одни правили богослужение, другие работали в хлебне и в поварне, готовя пищу для воинов. Некоторые находились на стенах вместе с ратниками, даже начальствовали над отрядами. Из стана осаждавших летели листовки: «Вы — беззаконники: забыли царя Ивана Васильевича, забыли сына его...» С. М. Соловьев, комментируя эти грамоты, пишет: «Убеждения и угрозы оставались тщетными: монахи и ратные люди видели пред стенами своими не того, кто называл себя сыном царя Ивана Васильевича, а... толпы иноверцев, пришедших поругать и расхитить церковь и сокровища священные. Здесь речь шла не о том, предаться ли царю Тушинскому от царя Московского, но о том,— предать ли гроб великого чудотворца на поругание врагам Православной веры... Поэтому здесь измена не могла пересилить верности.
«Да ведает ваше темное державство,—отвечали осажденные,— что напрасно прельщает Христово стадо, православных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света, и преложити ложь на истину: как же нам оставить вечную Святую истинную свою Православную христианскую веру греческого закона и покориться новым еретическим законам, которые прокляты четырьмя вселенскими патриархами?..»
Велика была помощь со стороны святого Преподобного хозяина обители. Удивительно, но Троице-Сергиев монастырь держался, когда другие города северной части Московского государства легко достались в руки полякам и тушинцам.
Но вот, по милости Божией, к Троице-Сергиевой обители подошли воины доблестного русского полководца Скопина-Шуйского. Обитель была освобождена от осады, длившейся почти полтора года.
Много трудился Патриарх Московский и всея Руси Гермоген и его сотрудники, чтобы сохранить Россию. Среди приближенных Патриарха особенно много делал для спасения страны новопоставленный архимандрит Дионисий.
Церковный историк Димитрий Скворцов пишет: «Деятельность архимандрита Дионисия в Москве, его благочестивая жизнь, честность и твердость стяжали ему любовь и уважение Царя и Патриарха. Поэтому-то, когда после 16-месячной осады Троицкого монастыря, архимандрит Иосаф, утомленный бедами, удалился на покой в Пафнутьев монастырь,.. Царь и Патриарх... поставили преподобного Дионисия во главе нашего славного святого маяка Православия».
Менее чем через полгода после назначения преподобного Дионисия в Троице-Сергиев монастырь царь Василий Шуйский был смещен, и наступил период, называемый «Смутным временем». И раньше Троице-Сергиева обитель имела большое значение в жизни нашего государства. В этот же период она стала основным фактором, решающим судьбу России.
Пораженные вестью о поджоге Москвы и захвате Патриарха Гермогена поляками, архимандрит Дионисий и братия обратились с мольбой к Богу и к чудотворцам Сергию и Никону о спасении царствующего града. Преподобный Дионисий стал сам рассылать по городам грамоты с призывом ополчаться.
Чудотворная икона Казанской Божией Матери была привезена в Москву и передана главе первого ополчения Про-копию Ляпунову. Энергичные действия первого ополчения уже стали вынуждать интервентов к отступлению, но разно гласия среди корыстолюбивых ополченцев повредили общему делу. Честный патриот, талантливый полководец, воевода Прокопий Ляпунов был убит мятежниками.
Но патриоты не были сломлены. Из Твердыни Православия — Троице-Сергиевой обители — непрерывно шли грамоты во все города Руси с призывом к борьбе.
Берег страну свою хозяин обители — Преподобный Сергий. Трижды являлся он гражданину Нижнего Новгорода Кузьме Захаровичу Минину-Сухоруку и звал к спасению Родины. Этот вдохновенный сын Русской земли вышел на городскую площадь Нижнего и прочел грамоту, зовущую к спасению Отечества.
Минин пожертвовал на общее дело много ценностей и стал сам в ряды народного ополчения. Его пример воодушевил многих.
Между тем, в Московском Кремле святой Гермоген наотрез отказался служить полякам. За это враги заморили его голодом в заточении. Память о святом Патриархе Гермогене сохранится в веках благодарными потомками.
По Промыслу Божию, святая Казанская икона Божией Матери сделалась путеводительницей и победным стягом нового ополчения Минина и Пожарского. Князь Дмитрий Пожарский принял святую икону как благословение на ратный подвиг от покойного Патриарха Гермогена.
Дальнейшие события описаны кандидатом богословия В. Введенским в его статье «Казанская икона Божией Матери».
Перед походом второе ополчение три дня постилось и молилось Господу и Его Пречистой Матери. Далее ополчение двинулось к Москве, неся пред собою образ Казанской Божией Матери.
22 октября 1612 года был взят Китай-город. Святая икона Казанской Божией Матери была поставлена на площади против Никольских ворот Кремля.
В ночь на 24 октября плененный поляками архиепископ Арсений удостоился явления Преподобного Сергия, который сказал: «Встань и иди в сретение православного воинства. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очищает царствующий град от врагов».
26 октября Кремль был очищен от интервентов.
В следующий воскресный день народное ополчение совершило крестный ход к Лобному месту с чудотворной иконой Божией Матери Казанской. Когда торжественное шествие вышло на Красную площадь, навстречу ему из Кремлевских ворот показался архиепископ Арсений, сопровождаемый духо
венством, с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери и другими святынями Кремля, находившимися до тех пор в плену у интервентов.
Потрясенный встречей двух чудотворных икон Богоматери, народ со слезами молился Небесной Заступнице. Тысячи верующих стремились приложиться к иконам.
В Русской Церкви установлено дважды в году совершать празднование в честь Казанской иконы Божией Матери: 8 июля, в день ее явления, и 22 октября — в память освобождения Москвы от шляхты в 1612 году.
Много лет прошло со дня чудесного явления иконы Божией Матери в Казани. Но как в те дни, так и в наше время, православные русские люди с верою и любовию притекают в молитвах «к тихому сему и доброму пристанищу, готовому и теплому покрову Девы». И доныне Матерь Божия источает «неоскудные милости» всем приходящим с верою к Ее чудотворному образу.