«Смутное время» и изгнание польских интервентов из России

В конце правления царя Василия Шуйского два круп­нейших польских магната — Сапега и Лисовский — осадили твердыню Православия — Свято-Троице-Сергиеву обитель. Вот что пишет об этом известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев.

Войска интервентов приступили к обители 23 сентября 1608 г. Численность их была не менее 30 000 человек. Коли­чество осажденных — намного меньше.

Монахи ревностно помогали ратным людям. Когда одни правили богослужение, другие работали в хлебне и в поварне, готовя пищу для воинов. Некоторые находились на стенах вместе с ратниками, даже начальствовали над отрядами. Из стана осаждавших летели листовки: «Вы — беззаконники: забыли царя Ивана Васильевича, забыли сына его...» С. М. Соловьев, комментируя эти грамоты, пишет: «Убеждения и угрозы оставались тщетными: монахи и ратные люди видели пред стенами своими не того, кто называл себя сыном царя Ивана Васильевича, а... толпы иноверцев, пришедших пору­гать и расхитить церковь и сокровища священные. Здесь речь шла не о том, предаться ли царю Тушинскому от царя Московского, но о том,— предать ли гроб великого чудотвор­ца на поругание врагам Православной веры... Поэтому здесь измена не могла пересилить верности.

«Да ведает ваше темное державство,—отвечали осаж­денные,— что напрасно прельщает Христово стадо, право­славных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света, и преложити ложь на истину: как же нам оста­вить вечную Святую истинную свою Православную христиан­скую веру греческого закона и покориться новым еретиче­ским законам, которые прокляты четырьмя вселенскими па­триархами?..»

Велика была помощь со стороны святого Преподобного хозяина обители. Удивительно, но Троице-Сергиев монастырь держался, когда другие города северной части Московского государства легко достались в руки полякам и тушинцам.

Но вот, по милости Божией, к Троице-Сергиевой обители подошли воины доблестного русского полководца Скопина-Шуйского. Обитель была освобождена от осады, длившейся почти полтора года.

Много трудился Патриарх Московский и всея Руси Гермоген и его сотрудники, чтобы сохранить Россию. Среди приближенных Патриарха особенно много делал для спа­сения страны новопоставленный архимандрит Дионисий.

Церковный историк Димитрий Скворцов пишет: «Дея­тельность архимандрита Дионисия в Москве, его благо­честивая жизнь, честность и твердость стяжали ему любовь и уважение Царя и Патриарха. Поэтому-то, когда после 16-месячной осады Троицкого монастыря, архимандрит Иосаф, утомленный бедами, удалился на покой в Пафнутьев монастырь,.. Царь и Патриарх... поставили преподобного Дионисия во главе нашего славного святого маяка Право­славия».

Менее чем через полгода после назначения преподобного Дионисия в Троице-Сергиев монастырь царь Василий Шуй­ский был смещен, и наступил период, называемый «Смутным временем». И раньше Троице-Сергиева обитель имела боль­шое значение в жизни нашего государства. В этот же период она стала основным фактором, решающим судьбу России.

Пораженные вестью о поджоге Москвы и захвате Пат­риарха Гермогена поляками, архимандрит Дионисий и братия обратились с мольбой к Богу и к чудотворцам Сергию и Ни­кону о спасении царствующего града. Преподобный Дионисий стал сам рассылать по городам грамоты с призывом опол­чаться.

Чудотворная икона Казанской Божией Матери была при­везена в Москву и передана главе первого ополчения Про-копию Ляпунову. Энергичные действия первого ополчения уже стали вынуждать интервентов к отступлению, но разно гласия среди корыстолюбивых ополченцев повредили общему делу. Честный патриот, талантливый полководец, воевода Прокопий Ляпунов был убит мятежниками.

Но патриоты не были сломлены. Из Твердыни Правосла­вия — Троице-Сергиевой обители — непрерывно шли грамо­ты во все города Руси с призывом к борьбе.

Берег страну свою хозяин обители — Преподобный Сергий. Трижды являлся он гражданину Нижнего Нов­города Кузьме Захаровичу Минину-Сухоруку и звал к спа­сению Родины. Этот вдохновенный сын Русской земли вышел на городскую площадь Нижнего и прочел грамоту, зову­щую к спасению Отечества.

Минин пожертвовал на общее дело много ценностей и стал сам в ряды народного ополчения. Его пример вооду­шевил многих.

Между тем, в Московском Кремле святой Гермоген наот­рез отказался служить полякам. За это враги заморили его голодом в заточении. Память о святом Патриархе Гермогене сохранится в веках благодарными потомками.

По Промыслу Божию, святая Казанская икона Божией Матери сделалась путеводительницей и победным стягом нового ополчения Минина и Пожарского. Князь Дмитрий Пожарский принял святую икону как благословение на ратный подвиг от покойного Патриарха Гермогена.

Дальнейшие события описаны кандидатом богословия В. Введенским в его статье «Казанская икона Божией Матери».

Перед походом второе ополчение три дня постилось и мо­лилось Господу и Его Пречистой Матери. Далее ополчение двинулось к Москве, неся пред собою образ Казанской Бо­жией Матери.

22 октября 1612 года был взят Китай-город. Святая ико­на Казанской Божией Матери была поставлена на площади против Никольских ворот Кремля.

В ночь на 24 октября плененный поляками архиепископ Арсений удостоился явления Преподобного Сергия, который сказал: «Встань и иди в сретение православного воинства. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очищает цар­ствующий град от врагов».

26 октября Кремль был очищен от интервентов.

В следующий воскресный день народное ополчение со­вершило крестный ход к Лобному месту с чудотворной иконой Божией Матери Казанской. Когда торжественное шествие вышло на Красную площадь, навстречу ему из Кремлевских ворот показался архиепископ Арсений, сопровождаемый духо

венством, с чудотворной иконой Владимирской Божией Ма­тери и другими святынями Кремля, находившимися до тех пор в плену у интервентов.

Потрясенный встречей двух чудотворных икон Богоматери, народ со слезами молился Небесной Заступнице. Тысячи верующих стремились приложиться к иконам.

В Русской Церкви установлено дважды в году совершать празднование в честь Казанской иконы Божией Матери: 8 июля, в день ее явления, и 22 октября — в память освобож­дения Москвы от шляхты в 1612 году.

Много лет прошло со дня чудесного явления иконы Бо­жией Матери в Казани. Но как в те дни, так и в наше время, православные русские люди с верою и любовию притекают в молитвах «к тихому сему и доброму пристанищу, готовому и теплому покрову Девы». И доныне Матерь Божия источает «неоскудные милости» всем приходящим с верою к Ее чудо­творному образу.