ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЛАДИМИРСКАЯ»

 По древнему преданию, св. евангелист Лука на­писал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Ро­дившегося от Меня и Моя да будет со святыми ико­нами». По преданию православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как
«Владимирскую».

Икона Владычицы до 450 года находилась в Ие­русалиме, а затем была перенесена в Константино­поль. В первой половине XII столетия Константино­польским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю перво­престольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапос­тольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

 Многочисленные чудеса от иконы Владычицы сообщались князю. Между прочим, было рассказа­но князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить место­пребывание иконы.

  Князь Андрей Боголюбский — это целая интереснейшая эпоха: начало создания нашего госу­дарственного ядра. Это совсем иной принцип го­сударственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отказываясь и чего не любя, и ушел князь Андрей на север. Решив переселиться из Вышгорода на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно  служил перед нею молебны. Во Владимире на Клязьме жители встретили икону с усердием и радостью. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав от Владимира десять перст, лошади остановились на берегу реки Клязь­мы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и эти лошади не по­шли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконою Богоматери и слезно молился. Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и пове­лела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — 1160 года — святая икона стала имено­ваться иконой Божией Матери «Владимирской».

В 1164 году икона Божией Матери «Владимир­ская» была с князем Андреем Боголюбским в похо­де против волжских болгар. Перед боем князь Анд­рей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призы­вая в помощь Божью Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сра­жения перед святой иконой было совершено мо­лебствие. Во время этого богослужения в виду все­го русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сара­цин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Живо­творящего Креста Господня».

В 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Нико­лай, понес по улицам икону Божией Матери, и мя­теж утих.

Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась це­ла и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Ва­силий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владими­ра в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги сто­ял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Кре­стный ход со всем духовенством Москвы, семья ве­ликого князя, бояре и московское население вы­шли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

 Москва встретила икону 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ее», — говорит летопись. Митрополит и великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыдани­ем», —говорит летопись. Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускают­ся святители с золотыми жезлами. Над ними в воз­духе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные ме­чи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана... Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им му­дрецы, старейшины и гадальщики заявили, что ви­денная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодоли­ма. «Тогда нам с ними не сладить», — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повер­нуть назад. И татары, и русские были глубоко изум­лены этим событием. А летописец, описав проис­шедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные за свое освобождение русские по­строили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы: «Да не забудут люди дел Божиих», — как повествует об этом летописец.

Итак, после 242-летнего пребывания во Влади­мире икона Божией Матери Владимирская пере­шла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

Благодатной помощи Владимирской иконы Божией Матери приписывают избавление Москвы: в 1408 году — от набега ордынского хана Едигея, в 1451 году — от нападения ногайского царевича Мо-завши и в 1459 году — от нападения его отца, хана Седи-Ахмета, пошедшего войной на Москву.

 В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний.


Ее называли «Пояс Богоматери». Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и на­чал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Ус­пенского собора в Сретенский монастырь, воздвиг­нутый на том месте, где была встречена икона 26 ав­густа 1395 года при нашествии Тамерлана.

В 1521 году казанский хан Махмет Гирей, объе­динив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Москов­ский митрополит Варлаам и весь народ усердно мо­лились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович ед­ва успел собрать рать, чтобы встретить татар на ре­ке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая на­ступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь Кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святи­тели были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алек­сий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлев­ских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, «так как лю­ди здесь забыли заповеди Господни». «Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной ико­ной Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не по­кинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступ­ница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую».

Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами си­яющее». Таким образом, предстательством Божией Матери по молитвам русского народа перед чудо­творным образом Ее Владимирским Москва и оте­чество наше три раза чудесным образом, без крово­пролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднест­ва иконе Божией Матери «Владимирская»:

21 мая — в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительст­вом Махмет Гирея в 1521 году;

23 июня — в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 году;

26 августа — в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.

Отечественный проповедник архиепископ Ин­нокентий Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно не было спасе­но дивным заступничеством Владычицы, говорит: «Нельзя не пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией». Посему достойно и праведно петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались мы к самому краю бедст­вий и теряли уже всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Владычица Божия Матерь явля­ла Свою славную помощь.

При таких знамениях и благодеяниях, излитых на Русскую землю через чудотворную Владимир­скую икону Божией Матери, понятно то благогове­ние, которым она была окружена со стороны рус­ского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии Патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед нею знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим Государям.

В 1547 году в московском Кремле произошел сильный пожар. Икону Божией Матери «Влади­мирская» собирались вынести, но никакими сила­ми не удалось сдвинуть ее с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.

С тех пор святая икона Владимирской Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успен­ском соборе. Перед ней помазывались на царство наши цари и избирались первосвятители Русской земли.

Вот отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина, посвященного этой святой иконе:

Здесь в Успенском — в сердце стен кремлевских, —

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялись светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари.

В настоящее время вопрос о постоянном на­хождении этой святыни не решен. По сложившей­ся практике икона эта, как и икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Тре­тьяковской галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

В смысле иконописания эта икона является произведением кисти поистине гениального худож­ника. Ее иконный тип — «Умиление» — отличается тем, что Младенец тянется к Матери, охватывает Ее рукой, ласково к Ней прильнув. Левая нога Мла­денца согнута так, что видна подошва ступни — отли­чительная черта этой иконы. Владимирской иконе Божией Матери свойственен особенно выразитель­ный и грустный взгляд. Красота тонко исполненно­го лика и выразительность взгляда настолько вели­ки, что вполне воспринять их можно только перед самой чудотворной иконой. Прежде старались как можно реже прибегать к реставрации, особенно ли­ков святых: этим мы обязаны тому, что лики на Вла­димирской иконе Божией Матери восходят к XI веку.

Праздники иконы: 21 мая ст. ст. (3 июня н. ст.); 23 июня ст. ст.

(6 июля н. ст.) и 26 августа ст. ст. (8 сентября н. ст.).